РОССИЙСКИЙ РОК-ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Hammond organ

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Легендарный инструмент!Я фанат его просто!У нас,кстати,в Калуге их 4,я был в шоке,когда узнал!

0

2

Электроорган Hammond, которому скоро исполнится 75, был запатентован 24 апреля 1934 года бывшим часовым мастером Лоуренсом Хаммондом. Изобретение было прежде всего ориентировано на рынок досуга, хотя не без оснований претендовало на сектор церковных духовых органов, за что изобретатель чуть не получил судебный иск от делающих их компаний. Тяжба эта для Хаммонда кончилось благополучно благодаря заступничеству Федеральной торговой комиссии США, не преминувшей, правда, устроить публичный сравнительный тест изобретения и настоящего духового органа. Мнения специалистов, сравнивавших звучание инструментов, находившихся за светонепроницаемой занавеской, разделились в пропорции 50 на 50, и за изобретателем оставили право называть свое детище органом. Позже именно Хэммонд запатентовал электромеханический ревербератор на основе спиральной пружины, датчика и звукоизлучателя, широко используемого в последующих поколениях ЭМИ и гитарных комбо. Легенда гласит, что первый Hammond модели А купил в 1934 году за $1250 небезызвестный Генри Форд. Среди первых покупателей значились также такие незаурядные личности, как Джордж Гершвин и Франклин Рузвельт. Создавая в городке Эванстон, Иллинойс, фирму Hammond Organ Company, ориентированную на производство «колесных» органов, Хаммонд и не подозревал, что придумал самый долгоживущий и любимый музыкантами электронный клавишный инструмент, звучание которого будет будоражить воображение многих последующих поколений. Орган Хаммонда завоевал огромную популярность среди джазовых, блюзовых и рок-музыкантов и даже использовался академическими композиторами, такими, как Штокгаузен, в произведении Mikrophonie II. В бунтарские 60-70-е мировая рок-сцена была буквально взорвана его напористым, сверлящим, перкуссионным звуком, до сих пор вызывающим «мурашки по телу» у ветеранов рок-н-рола.
За 41 год (1934…1975) выпущено 6 серий органов Хаммонда: А (2), А100 (4), В (7), С (6), D (3) и Е (4) — в скобках указано количество подвидов в каждой серии. Наибольшая популярность из обширного семейства выпала на долю модели В-3, поэтому подробнее рассмотрим именно его.
Идея разработки электромеханического органа восходит к 1900 году, когда Кахилл создал Tellharmonium, в котором генераторами звука служили… динамомашины! Орган Хаммонда был значительно легче и надежнее прототипа — в нем использовался схожий принцип генерирования звуков, но уже с помощью электромеханического генератора, сердцем которого был вращающийся вал с дисками, диаметр которых приблизительно соответствовал диаметру однодолларовой монеты. Приводился вал в действие синхронным электромотором, частота вращения которого задавалась частотой питающей электросети, причем каждый тон-вал имел свою скорость вращения. Содержал орган не менее 91 тон-диска с нанесенными по периметру зубцами-выступами. Против каждого диска располагался электромагнитный звукосниматель. Количество зубцов в сочетании со скоростью вращения определяло высоту тона генерируемого диском звука. Что выгодно отличало инструмент от тогдашних конкурентов, так это стабильность строя, что в то время было вечной проблемой электромеханических клавишных. Строй соответствовал темперированному.
Hammond B-3
производство: 1954…1975 гг., изготовлено
около 100 тыс. шт., (оригинальные органы
Hammond – 1934…1975 гг.)
страна-производитель: США
разработчик: Лоуренс Хаммонд
система звукообразования: электромеханический колесный генератор с вращающимися зубчатыми дисками
система съема звучания: электромагнитные звукосниматели
цена нового изделия в 1934 году (орган
модели А): $1250 современная цена В-3 с кабинетом Leslie:
$7500…15000.
В-3 с кабинетами Leslie
Электроорган имеет уникальную систему тяговых стержней (drawbars — «движков»), служащих частью системы аддитивного синтеза звука и идентичных по устройству современным слайдерным переменным резисторам. Тембровая палитра конструировалась путем подмешивания к основному тону его гармоник (до восьми). Управление синтезом осуществлялось с помощью упомянутых движков и клавиш пресетов. Консольный орган имел две ручные пятиоктавные клавиатуры (по 61 клавише каждая). Нижняя клавиатура получила название Great, верхняя — Swell. Также имелась 25-клавишная педальная ножная клавиатура. (Концертные версии имели даже 32-педальный вариант). «Старомодная» деревянная отделка, резные ножки, стилизация под ренессанс, клавиши цвета топленого молока — визуальные атрибуты модели В-3.
Фактически орган Hammond — первый в мире вид аддитивного синтезатора, работающего в реальном времени. Тембр В-3 во многом базируется на взаимной комбинации его движков. Девять из них по аналогии с духовыми органами имитируют звучание воздушных труб разной длины. Основной тон — это имитация звучания 8-футовой трубы, следующие — 16', 4', 2' и 1-футовые — воспроизводят одну нижнюю и последующие верхние октавы основного тона. Дополнительно имеются движки 51/3, 22/3, 13/5 и 11/3-футовых гармоник, обогащающих спектр звучания. Многие выдающиеся исполнители создали свое характерное звучание именно с помощью уникальных комбинаций положений движков.
Перкуссионные эффекты — когда при нажатии и отпускании клавиши слышен характерный звук щелчка, плюс вибрато и хорус — дополняют тембровую палитру В-3. Особый шарм звуку придают характерные шумы, вызываемые наводками от соседних колес. Можно по-разному относиться к этим призвукам, но именно они придают голосу Hammond своеобразный колорит и делают его звучание аутентичным и брэндовым.

Отредактировано Symon (2008-07-06 18:52:55)

0

3

В-3 имеет пресетные установки, для вызова которых предназначены противоположно окрашенные клавиши в левой части обеих клавиатур. Хотя внешне эти клавиши выглядят как некое продолжение клавиатур, на самом деле они — не более чем обычные переключатели тембровых пресетов. Сверлящее, широкое звучание Hammond немыслимо представить себе без кабинетов Leslie с вращающимися динамиками и звуковыми заслонками, добавляющими в исходный звук изменение строя благодаря эффекту Допплера, хоруса и дистошна ламповых цепей кабинета. Любая уважающая себя рок-группа минувшего века считала своим долгом иметь в арсенале орган Хаммонда, несмотря на стремительный рост количества моделей электронных клавишных. Джон Лорд из Deep Purple активно использовал его плотный, космический, вибрирующий звук — практически он ни на чем, кроме В-3 и рояля, больше в то время и не играл. Включал он его, естественно, через Leslie-кабинеты, к тому же используя эффект перегрузки их ламп — послушайте вступление к пьесе Lazy из альбома Machine Head. Но королем электромеханического органа все же оставался джазмен Джимми Смит (Jimmy Smith), по игре которого учились тогда все рок-музыканты. Смит, обладавший великолепной техникой игры, в полной мере раскрыл напористость, певучесть и мелодичность Hammond B-3.
Джазовые органисты басовую линию обычно играют ногами на соответствующей клавиатуре, но рок-музыканты не любили возить ее по бесконечным гастролям и поддерживали басовую линию левой рукой на клавиатуре Great, часто дублируя партию бас-гитары. Наилучший метод озвучивания Hammond B-3 — через кабинет Leslie. Вот что говорит об игре на Hammond Кен Хенсли из Uriah Heep: «Что касается агрессивности манеры игры на клавишах — а уж я-то, надеюсь, играю агрессивно! — то здесь моим кумиром был Марк Стейн из Vanilla Fudge — он был первым, кто на записях просто атаковал орган!» Современное поп-авангардное трио Medeski, Martin & Wood возвратило В-3 в большой джаз, зафиксировав его звучание в своем новом альбоме Uninvisible.
Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer блестяще играл на В-3, но в моменты кульминации концерта мог метать в него ножи и поливать бензином от зажигалки, как Хендрикс свой «Стратокастер». Поэтому ремонт и уход за органами Hammond (к тому же неподъемными — 190 кг) требуется тщательный и профессиональный. Обилие вращающихся деталей, ламповая схемотехника и почтенный возраст инструментов обязывают его счастливых обладателей регулярно проводить их чистку, смазку и юстировку, причем обязательно у квалифицированного мастера. За рубежом существует немало фирм, специализирующихся на таких видах работ. Когда питающие сети в США перешли с 50 Гц на 60 Гц, это дало много заказов сервис-компаниям, так как строй инструментов поехал вверх вслед за частотой сети.
Орган ламповый, поэтому особенно не любит перепадов температуры и высокой влажности. Владельцы ветеранов В-3 иногда жалуются, что инструмент потерял прежние яркость и пышность звука за прошедшие немалые годы эксплуатации. Обычно основная причина этого — старение фильтрующих конденсаторов, входящих в состав генератора. Замена их на новые и высокостабильные типы возвращает звучанию плотность, «мерцание» на высоких частотах и общее качество тембра. После процедуры замены любых деталей генератора требуется калибровка его по методикам, описанным еще в оригинальном патенте Л. Хаммонда.
Производство легендарных органов было прекращено по банальной причине — его вытеснили более легкие и дешевые электронные конкуренты, перевозить и обслуживать которые стало гораздо проще, несмотря на то, что звучание их было достаточно бедной имитацией «дедушки» В-3. Но сегодня, благодаря развитию цифровых технологий, произошла его виртуальная «реинкарнация»: компания Native Instruments выпустила программный В-4 с очень качественными семплированными звуками колесного органа. Компания Korg в настоящее время производит модель BX-3, в которой близко эмулируется процесс электромеханической генерации звука и отклик клавиатуры аутентичного В-3. Korg BX-3 также имеет большое внешнее сходство с оригинальным Hammond. И, наконец, нынешний владелец торговой марки Hammond — японская автомобильная корпорация Suzuki, выпустила инструмент под названием Hammond New B-3, который сегодня представляет почтенный Джимми Смит. New B-3 построен по чертежам Лоуренса Хаммонда 1934 года и весит почти столько же — 132 кг. Но, увы, его «горячее сердце» — колесный генератор — заменен цифровым блоком. Такой вот «имплантант»…

0

4

Ну,что кроме меня не фанатов этой легенды?

0

5

В-3 с кабинетами Leslie

0

6

Лоуренс Хаммонд

Отредактировано Symon (2008-07-07 17:11:50)

0

7

Hammond A100

Отредактировано Symon (2008-07-07 17:13:28)

0

8

Джими Смит-король электрооргана

0

9

Засвети Лордовский- наверняка ведь у тебя есть :yep:

0

10

Ок!Ща буит!

0

11

Лордовский агрегат!Тут правда ещё Кorg сверху залез...

Отредактировано Symon (2008-07-07 18:18:24)

0

12

Вот ещё немного Hammond-a и Лорда

0

13

А здесь видно,что Лорд иногда использовал ножную клавиатуру

0

14

Leslie 122

0

15

Вот ещё одна вещь без которой нельзя представить некоторые классические органные соло Лорда.RM-1A Ring Modulator (1972-1976) Лорд сводил с ума стадионы им, вступление к Lazy (Made In Japan) или You Fool No One (Live In London)

0

16

Вот ещё лордовский Hammond + ещё орган Clavia (красный) и какой-то синтезатор легендарной фирмы Moog!

Отредактировано Symon (2008-07-09 21:29:16)

0

17

А вот и Кен Хенсли со своим Хаммондом!

Отредактировано Symon (2008-07-17 15:46:28)

0

18

Лорд за органом!

0